Марш зеленых

1.1. Положение в стране и наша главная задача

В Кыргызстане наступило время новых людей и новых надежд. Сегодня у кыргызстанцев появилась реальная возможность обрести достойную жизнь, очищенную от лжи и обмана, коррупции и преступности, нищеты и унижений.

Из-за преступных действий прежних властителей страна оказалась в тяжелейшей ситуации: экономика представляет собой смесь мелкотоварной и аграрной отраслей, промышленность разрушена, большая часть инфраструктуры устарела и требует немедленной замены, производительность труда нулевая, участились чрезвычайные ситуации и т.д. Органы государственной власти потеряли доверие большинства граждан, что привело к параличу и неспособности ВЛАСТИ решить проблемы, оставшиеся нам в наследство от предыдущих режимов.

Вся новейшая история Кыргызстана проходит под знаком реформ. Но на сколько эти реформы близки и понятны простому кыргызстанцу? Где его место и, какие выгоды получили простые люди в ходе этих реформ за все годы независимости страны?

За 20 лет было написано множество не понятных людям программ про реформы, про развитие, а те, кто по настоящему двигает развитие Кыргызстана, кто сеет и убирает хлеб на полях, кто строит дома, кто нас лечит и обучает, почему то все они остались «за бортом», на грани выживания.

В чём ценность реформ, если следствием их проведения стал рост армии безработных и неграмотных молодых людей? А что нам дали реформы в сфере здравоохранения? Без денег нас не будут лечить даже в государственных больницах, не говоря о частных, куда обращаются только богатые люди. А их всего -12%-13%. Что делать остальным людям, а их свыше 80%?

Известный лозунг: «Кто не работает – тот не ест» приобретает другое толкование: у нас вдоволь сегодня едят те, кто умело и даром эксплуатирует труд социально уязвимой категории граждан.

Сегодня народ Кыргызстана, вновь стоит перед выбором. Речь идет не только об избрании тех, кто будет защищать интересы граждан в НОВОМ ПАРЛАМЕНТЕ, но и о тех, кто будет строить НОВОЕ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАРОДА. История дает уникальный шанс: ОПРЕДЕЛИТЬ БУДУЩЕЕ ДЛЯ СЕБЯ, СВОИХ ДЕТЕЙ И ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ.

«Партия Зелёных Кыргызстана» выдвигает реальную Программу устойчивого развития Кыргызстана.

Что это означает?

В центр развития выдвигается каждый ЧЕЛОВЕК, живущий в Кыргызстане, с его насущными потребностями. Это означает, чтобы все граждане страны, используя свои знания и умения, имели возможность заработать достойные доходы, получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, жить и растить детей в здоровой окружающей среде.

Другими словами, только сами граждане способны придать устойчивость развитию нашей страны, а для этого, прежде всего, необходимо:

• вернуться к традиционному кыргызскому отношению к природе, с которой человек жил в гармонии, а не в борьбе;

• выйти из нищеты через создание рабочих мест каждому кыргызстанцу, лишённому работы;

• создать условия для достойного труда; (!)

• создать благоприятную для проживания и здоровья окружающую среду;

• взять курс на демократическое управление, под которым понимается прямая причастность каждого активного гражданина к процессу принятия жизненно важных решений.

И, это справедливо, поскольку даже самые умные машины, самые плодородные почвы без человеческого вклада и труда со временем превратятся в ненужную рухлядь!

(!) Понятие «достойный труд» определено Международной организацией труда (МОТ) и применяется при разработке страновых стратегий для стран-членов МОТ, в том числе и для Кыргызской Республики.

Человек управляет развитием! Человеческий капитал – самый ценный капитал во всём мире, особенно в последние годы. Но у нас в Кыргызстане этот капитал стал утрачивать свою первостепенную значимость!

Опорой, объективным носителем и «двигателем» идей устойчивого развития в долгосрочной перспективе должен стать человек, который твердо стоит на своих ногах и с уверенностью смотрит в будущее. Человек, представляющий средний класс населения Кыргызстана, ряды которого будут пополняться из числа вчерашних обездоленных и потерявших себя людей, из числа тех, кто начнёт сегодня уже предъявлять высокие требования к жизненным стандартам, к качеству предоставляемых социальных услуг, управления, экономического развития и состоянию окружающей среды.

Сегодня, очевидно, что страна может остаться в русле мирового развития, только меняясь сама, пересматривая старые подходы и методы решения экономических, политических, социальных, экологических проблем и формируя современную модель устойчивого развития страны, основанной на традициях народа, при взаимосвязи и взаимозависимости всех этих составляющих.

Впервые в истории Кыргызстана партия зелёных выходит с программой, где чётко обозначены проблемы человека, человеческого развития, риски ухудшения состояния природы и потребность в их решении через улучшение качества экономических и управленческих процессов.

В результате реализации этой программы Кыргызстан станет страной, в которой в полной мере осуществлена идея экологически сбалансированного развития, позволяющая жить человеку в гармонии с людьми и природой.

1.2. «Партия Зеленых Кыргызстана» - партия Преданных, горячо любящих свою Родину, Отечество, партия ЧЕСТНЫХ, партия ОТВЕТСТВЕННЫХ

Партия зеленых Кыргызстана строит свою деятельность на основе шести принципов:

• Экологическая мудрость

• Социальная справедливость

• Равноправная (партисипативная) демократия

• Ненасилие

• Устойчивость

• Уважение к разнообразию

Основной проблемой Кыргызстана в его нынешнем периоде истории является отсутствие ОТВЕТСТВЕННОСТИ у руководителей за будущее страны. Обретение государственного суверенитета привело к ВЛАСТИ людей ставящих свои личные интересы выше интересов НАРОДА КЫРГЫЗСТАНА.

Коррупция как раковая опухоль проникла во все слои общества: органы государственного управления, органы местного самоуправления, вузы, школу, больницы, поэтому все решения получались «обтекаемые», рассчитанные на достижение сиюминутной наживы, о последствиях для простых граждан даже и мысли не было. Возник раскол между обществом и государством, стали нарастать противоречия и внутри самого общества. Повседневными явлениями стали массовая безработица и нищета, детская беспризорность, конфликты, распространение эпидемиологических заболеваний и наркомании, коррупция, преступность и насилие.

Нам еще предстоит оценить и пережить последствия многолетних бессистемных, нескоординированных действий, основанных на корыстных соображениях «служителей народа».

МЫ, «ПАРТИЯ ЗЕЛЕНЫХ КЫРГЫЗСТНА» – ставим интересы НАРОДА КЫРГЫЗСТАНА выше личных интересов.

Наши друзья – все граждане, готовые вместе с нами создавать новый Кыргызстан, в котором безопасно, удобно и комфортно жить каждому человеку.

Наши враги – нищета, наркоторговля, коррупционеры, взяточники, преступники, губители природы.

Мы готовы взаимодействовать с государством, неправительственными организациями и отдельными людьми, если они разделяют наши взгляды, изложенные в настоящей программе.

II. Миссия и цели

2.1 Миссия партии

Мы создаем в Кыргызстане новую политическую культуру, в которой центральное место занимает простой человек, житель Кыргызстана. Государственная машина должна служить на благо каждого кыргызстанца. Никто не должен остаться забытым, без должной поддержки и участия со стороны государства.

2.2 Цели партии

1. Построить государственную систему управления, которая служит интересам каждого гражданина и обществу в целом, без семейственности, клановости, трайбализма и другие формы коррупции;

2. Обеспечить справедливость и прогресс человека в обществе и государстве;

3. Создать государство, в котором обеспечено эколо-гически сбалансированное развитие.

III. Видение будущего Кыргызстана

«ПАРТИЯ ЗЕЛЕНЫХ КЫРГЫЗСТАНА» видит будущее Кыргызской Республики основанное на трех ОПОРАХ, в центре которого находится ЧЕЛОВЕК:

1. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2. ЭКОЛОГИЯ

3. ЭКОНОМИКА

Управление государством, целью которого становится человек, с его заботами, проблемами и надеждами, будет сосредоточено на использовании потенциала и возможностях страны.

Важнейшей задачей для нашей партии является не только достижение быстрого экономического роста, но и качество этого роста. КАЧЕСТВО РОСТА – это когда его плодами пользуется большинство людей. Партия зелёных, констатируя высокий уровень бедности в стране, который достиг 55% в целом и до 80% в сельской местности, выходит с твердым намерением снизить этот показатель, как минимум вдвое.

Для нас важно, чтобы интересы простого человека были приоритетом государственной политики. Будущее нашей страны зависит от создания условий для здоровой, безопасной и достойной жизни населения страны. Мы должны найти разумный баланс: между развитием экономики и экологией и обеспечить экологическое развитие производительных сил единого и сильного Кыргызстана, бережно и эффективно использовать природные ресурсы.

Наша партия за единый Кыргызстан, и потому наша общая обязанность перед потомками – сохраняя и приумножая наследие предков, прекратить бесплодные внутренние раздоры, деление страны на ЮГ и СЕВЕР, деление на кланы и роды.

Главной задачей партии является обеспечение условий для прорыва в будущее, справедливое, комфортное, безопасное для каждого кыргызстанца.

IV. Задачи на 2010 – 2015 г.г.

4.1 Социальное развитие

Демографическая ситуация в Кыргызской Республике в последние годы характеризовалась ростом уровня общей смертности и увеличением внешней миграции населения на фоне всё более ухудшающей экономической ситуации в стране и прогнившего по всей вертикали государственного управления, опутанного коррупцией и клановым делением сфер управления.

Сегодня, более трети населения (35%) проживает в городе и около двух трети (65%) - в сельской местности. Миграционный баланс в Кыргызстане является отрицательной величиной: за 2003-2007 гг. миграционный отток населения из страны составил свыше 500 тыс. человек. Поэтому, можно констатировать, что прирост численности населения осуществляется только за счет естественного прироста населения, который в последние годы сократился и составляет менее 1% в год.

Показатель продолжительности также снизился с 68,2 года (по 2003 году) и составляет сейчас 67,9 лет. Не каждый кыргызстанец доживает до пенсионного возраста определенного существующим законодательством – 58 лет для женщин и 63 до мужчин.

Сегодня в Кыргызстане денежные доходы населения распределены крайне неравномерно: 20 процентов населения Кыргызстана с наибольшими доходами владеют сегодня почти половиной всех денежных доходов населения страны, тогда как на долю 20 процентной группы населения с наименьшими доходами приходится только 5% всех доходов. При этом в городской местности денежные доходы населения превышают доходы сельских жителей более чем в пять раз.

В 1999году Кыргызстан был отнесён к числу стран, превысившей уровень опасной для развития черты бедности (55%). Сегодня уровень бедности в городской местности составляет 23,2%, а в сельской - 41,7%. При этом, сохраняются значительные региональные различия в уровнях бедности.

Одной из серьезнейших проблем, партия зелёных выделяет проблему детской бедности и детской беспризорности. До сих пор этим проблемам со стороны официальных властей не уделялось должного внимания.

Сегодня «Партия Зелёных Кыргызстана» открыто заявляет о том, что игнорирование этих проблем может привести к потере человеческого потенциала страны, то есть напрямую стоит угроза полноценного формирования будущего поколения завтрашних управленцев, инженеров, врачей и педагогов.

А сейчас они – наши дети!

По различным оценкам, в настоящее время в Кыргызстане насчитывается свыше 10 тысяч безнадзорных детей, более 23 тысяч работающих детей и 20 тысяч детей, не посещающих школу. Проблема детской беспризорности стремительно нарастает. Дети, живущие в бедности, испытывают отсутствие материальных, духовных и эстетических ресурсов, необходимых для выживания, развития и благополучия, что не позволяет им воспользоваться своими правами, полностью раскрыть свой потенциал или участвовать в жизни общества в качестве его полноценных и равноправных членов. Нищета лишает детей достоинства, подвергает их жизнь опасности и ограничивает их возможности.

Наличие собственного жилья, по мнению партии зелёных – есть индикатор номер один, определяющий уровень жизни наших граждан.

У нас, только 65 процентов граждан имеют жилую площадь. А сегодня, в связи с трагическими событиями в южных регионах этот показатель сильно ухудшился. Количество людей, лишённых крыши над головой возросло в несколько раз.

Огромное влияние на состояние здоровья населения оказывает также чистая питьевая вода. Уровень доступности населения к чистой питьевой воде, за последние 5-7 лет, существенно не изменилась. И сегодня ещё свыше 20% населения, живущего в сельской местности, пользуются питьевой водой из рек, родников и арыков, что представляет серьезную опасность для их здоровья.

Здравоохранение.

Основной проблемой является отток медицинских кадров, который особенно заметно усилился в последние годы. Сегодня обеспеченность медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 20 врачей против 27 в 2003 году. Отток медицинских кадров связан с нищенским размером оплаты труда (3000сом) и ужасающим бытом медицинских работников, особенно в сельской местности. Поэтому, уровень населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения всё более возрастает.

Младенческая смертность в Кыргызстане во многом обусловлена неудовлетворительным состоянием здоровья матерей. Материнская смертность увеличилась с 50,9 умерших женщин на 100 000 детей, родившихся живыми, в 2004году до 51,9 – в 2007году. Почти 80% случаев материнской смертности регистрируется в сельской местности.

Образование.

Самая большая угроза в системе образования сегодня – это разрушение гарантированной системы образования. Сегодня дети, не посещающие школы, особенно в сельской местности, составляют более 30%. Вместо того, чтобы учиться, они вынуждены зарабатывать на жизнь.

Другая проблема – это низкая обеспеченность педагогическим кадрами, уровень которой едва достигает 80%. Отток педагогических кадров, особенно, в сельской местности, катастрофически растёт по тем же причинам, что и отток врачей. Для села, когда учитель физкультуры преподаёт однлвременно и математику- это катастрофа и угроза выпустить в жизнь неграмотных детей. В городе также, есть проблема - при общем росте количества высших учебных заведений, качество предоставляемых образовательных услуг ухудшается.

Бюджет и социальное развитие.

На социальное развитие направляется примерно половина всех расходов государственного бюджета. А результаты, которые выше продемонстрировала «Партия Зелёных Кыргызстана», весьма и весьма не утешительны.

Среднемесячная заработная плата работников образования и здравоохранения продолжает оставаться низкой – (3000 - 3500 сом), что составляет только 85% - 90% от прожиточного минимума работающих людей.

Средний размер пенсий у нас в Кыргызстане самый низкий в странах Центральной Азии и составляет только 36 долл. США, которые покрывают всего лишь 46% минимального потребительского бюджета пенсионера и составляет .только 28% от средней заработной платы.

Уровень социальной защиты населения также остаётся очень низким. Среднегодовой размер социальных пособий составляет всего 13 долл. США или 18% от прожиточного минимума. Реально на эти выплаты прожить невозможно, отсюда у нас нищета и крайняя нищета!

Почему это происходит? Ответ лежит на поверхности: всё упирается в коррупционное управление в сфере расходования государственных средств и привлекаемых средств международных донорских организаций на социальные нужды.

«Партия Зелёных Кыргызстана» считает, что единственным условием для устойчивого социального развития, чтобы люди поверили политикам и государственным управленцам, является радикальное повышение эффективности использования бюджетных средств, международной донорской помощи и их прозрачное распределение с участием заинтересованных групп гражданского сектора. «Партия Зелёных Кыргызстана» направит все усилия на повышение отдачи (лучшее качество образования и здравоохранения, большая социальная защищенность, более широкий доступ к достижениям культуры и т.п.) от каждого сома вложенных средств на улучшение уровня и качества жизни каждого гражданина Кыргызстана. Мы внедрим систему персональной ответственности государственных чиновников за каждый сом использованный не по назначению.

4.2 Благоприятная окружающая среда. Человек и природа.

Главная задача в этом направлении – обеспечение экологически сбалансированного развития, создание условий для развития всех сфер жизнедеятельности в стране: экономики, политики, культуры, социальной сферы, обороноспособности и национальной идеи.

В Кыргызской Республике происходят процессы децентрализации государственного управления и перехода на местное самоуправление. Вклад и ответственность местных общин по поддержанию природных, земельных и водных ресурсов возрастает.

Однако, никакой прямой экономической выгоды от этого местные сообщества пока не получают, поскольку процедура получения права пользования природными ресурсами, находится в руках Правительства. Основные отчисления за право пользоваться природными ресурсами также идут в республиканский бюджет. Эти вопросы «Партия Зелёных Кыргызстана» намерена решать в правовом русле, поскольку в сознании людей они преломляются как несправедливость. Так, например, налоговые отчисления золотодобывающих предприятий идут в республиканский бюджет без компенсации местным сообществам за экологическое загрязнение окружающей среды.

Взаимосвязь между НИЗКИМ УРОВНЕМ ЖИЗНИ, НИЩЕТОЙ И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОЧЕВИДНА. С одной стороны, рост численности бедного населения отрицательно воздействует на окружающую среду (экологическая нагрузка на водные, земельные, лесные ресурсы и др.). С другой стороны, ограниченный доступ к качественным природным ресурсам, например, чистой питьевой воде, провоцирует рост инфекционных заболеваний среди бедного населения. Экологическая ситуация в стране, особенно, в сельской местности, заметно ухудшилась, что было вызвано экономическими проблемами, побуждающими население, особенно жителей бедных сельских районов, к интенсивной эксплуатации природных ресурсов (вырубке лесов, браконьерству, интенсивному использованию пахотных земель, игнорирование мелиоративных и других мер).

С точки зрения сокращения масштабов крайней нищеты и безработицы аграрный сектор является приоритетом номер один, поскольку здесь в большинстве своем (свыше 70%) трудится самое бедное население, обладающее низкой квалификацией и образованием, которое не смогло найти работу в других секторах экономики с более высоким уровнем доходов.

Сильнее всего ощущает это бедное население, так как именно оно не обладает какими-либо ресурсами и техническими возможностями для эффективного возделывания земли.

Кыргызская традиция всегда обеспечивала экономическую, духовную и политическую свободу. Духовное и нравственное всегда было выше вещественного и материального. Общество не знало брошенных на произвол судьбы: вдов, сирот и одиноких стариков. Человек жил в гармонии с природой и брал от нее ровно столько, сколько ему необходимо.

Это отношение к человеку, природе и миру передавалось от поколения к поколению, и было главным предметом в традиционном образовании. Оно создает прочный фундамент для духовного развития народа Кыргызстана и его процветания.

Сегодня ситуация в стране характеризуется резко возросшим количеством чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с природными катаклизмами. Природа сопротивляется тому, кто с ней ведет разрушительную борьбу. Территория Кыргызстана подвержена воздействию более 20 опасных природных процессов и явлений, таких как землетрясения, оползни, сели, паводки, снежные лавины, прорывоопасные высокогорные озера, подтопления грунтовыми водами. Кроме того, на территории Кыргызстана находятся объекты, в которых размещено большое количество токсичных и радиоактивных отходов горнорудного производства, включая урановые захоронения.

75% населения Кыргызстана проживает в 74 населенных пунктах, находящихся в зоне возможного возникновения очагов землетрясений, сила которых может превысить 9 баллов.

Радиоактивные и токсичные захоронения на территории Кыргызстана, особенно в случае воздействия на них стихийных бедствий или природных катастроф, представляют неизмеримую угрозу для всех граждан Кыргызстана. В случае же радиационно-опасных экологических катастроф в районах, расположенных у границ Кыргызской Республики с соседними центрально-азиатскими государствами, в зону радиационного воздействия попадут также приграничные территории Казахстана, Таджикистана и Узбекистана с населением свыше 5 миллионов человек.

4.3 Экономика

«Партия Зеленых Кыргызстана» стремиться построить социально-ориентированную рыночную экономику, где целью является не просто экономическое развитие страны в целом, а конкретный рост благосостояния каждого гражданина нашей республики не только сегодня, но и в будущем.

Для реализации нашей цели мы четко представляем себе, какое должно быть государственное управление экономикой. Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение экономического порядка в стране путем справедливого распределения созидаемых экономических благ.

Мы понимаем, что вмешательство государства в рыночные отношения необходимо и оправдано — если речь идет о разумных пределах, поэтому мы говорим, что влияние государства на экономику должно быть минимальным, но эффективным.

Вмешательство государства в экономику должно ограничиваться выполнением минимально необходимых функций, связанных с созданием правовой базы, защитой прав собственности, обеспечением исполнения договоров, созданием равных условий для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной конкуренции. Государство должно быть отделено от бизнеса и не вмешивается в рыночный механизм, должно решать ограниченный круг задач по созданию стабильной основы для функционирования рынка.

Мы также понимаем, что государство долго ориентировалось на либеральную идеологию, пыталось превратить себя в “ночного сторожа” как по функциям, так и по интеллектуальным и финансовым ресурсам. Между тем, нужно постоянно, активно и оперативно вмешиваться в его развитие, осуществляя цивилизованное, рыночное государственное регулирование.

В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики, способного стать главной силой социально-экономического развития нашей страны. И для создания процветающего Кыргызстана необходима развитая экономика, а развитая экономика не возможна без высокоразвитого промышленного сектора, где необходима всесторонняя поддержка государства: СТРАНЕ НУЖНЫ ЗАВОДЫ и ФАБРИКИ. Наш путь к процветанию лежит через ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ СТРАНЫ, РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА и УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА СЕЛЕ. Именно эти сектора являются авангардом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния Кыргызстана.

Отдельным направлением нашей экономической программы является использование водного потенциала страны. Вода это не просто богом данное богатство, в современных условиях - это прежде всего ТОВАР. Мы будем работать с соседями по региону по выработке взаимопонимания по данному вопросу. Вода должна превратиться в один из источников будущего экономического благосостояния народа Кыргызстана.

V. Наш план действий

5.1 Социальная защита и пенсионное социальное страхование

«Партия Зелёных Кыргызстана» в области социальной защиты и пенсионного обеспечения ставит цель: гарантировать со стороны государства всем малообеспеченным семьям, социально – уязвимым детям, инвалидам, одиноким и пожилым людям социальные выплаты из бюджета в объёме, который будет не ниже прожиточного минимума.

Меры, которые «Партия Зелёных Кыргызстана» наметила решить в этом направлении:

1. Увеличить бюджет Социального Фонда через введение социального налога на состоятельных людей.

2. Поэтапно повышать пенсии до уровня, чтобы её минимальный размер достиг прожиточного минимума.

3. В области социальной защиты повысить размер пособий до уровня, чтобы на каждого члена семьи из их совокупного дохода приходился объём средств не ниже прожиточного минимума.

4. Размер пособий для инвалидов, пожилых людей, детей, лишившихся попечителей, особенно, в пострадавших южных регионах должен быть также не ниже прожиточного минимума.

Образование.

Система образования должна быть построена на традиции и давать человеку возможность каждому гражданину не только быть успешным, но и жить достойно, в гармонии с окружающим миром.

«Партия Зеленых Кыргызстана» выступает за такую систему образования и воспитания, которая обеспечивает установление экологического сознания граждан, культурное развитие и сохранение своеобразия народов.

Мы сохраним бесплатную систему всеобщего среднего образования – не оставим без образования ни одного подростка! Нашими действиями в сфере образования будут:

(1) финансировать из бюджета из расчета средств на содержание каждого ученика (это система будет базироваться на внедрении минимальных стандартов)

(2) повысить заработную плату учителям в городе не менее 8000-10000 сом в месяц, а в сельской местности увеличить её вдвое – не менее 15000сом в месяц.

(3) приостановить отток учителей, особенно, из сельской местности через повышение оплаты труда и предоставление гарантированного жилья.

(4) развивать многоязычный язык образования (кыргызский, русский, английский языки, а также языки этнических меньшинств (в школах, где обучение ведется на их язык).

(5) прекратить межэтническую вражду и ввести в программу обучения специальный курс по межэтническим взаимоотношениям учащихся

(6) пресекать «неформальные» поборы с учащихся

(7) внедрить систему грантовой помощи из бюджета в размере не менее 50 тыс. сом для одарённых детей из социально незащищенных слоев населения.

Здравоохранение

Бесплатно дать каждому кыргызстанцу возможности поправить или поддержать здоровье в хороших условиях. Для этого мы намерены:

1) повысить заработную плату врачам в городе не менее 8000-10000 сом в месяц, а в сельской местности увеличить её вдвое – не менее 15000сом в месяц.

2) врачам, работающим в конфликтных зонах, например, как недавно в пострадавших южных регионах, создать систему безопасности их

работы и увеличить средний размер оплаты труда в 10 раз, то есть не менее 100 тыс. сом в месяц

3) приостановить отток врачей, особенно, из сельской местности через повышение оплаты труда и предоставление гарантированного жилья.

4) бюджетное финансирование проводить из расчета средств на содержание каждого больного в стационарных условиях и обслуживание одного пациента в амбулаторных условиях

5) изменить государственное финансирование, направляемое на охрану материнства и детства; внедрить систему единовременных выплат по беременности и родам, размер которых позволит матерям в течение года воспитывать ребёнка и не работать – не менее 100 тыс. сом в год.

Рынок труда и занятость

В ближайшие 5 лет, «Партия Зеленых Кыргызстана» будет работать над созданием рабочих мест и обеспечит работой всех, кто хочет и может работать. Нашими первоочередными шагами будут:

1. Установить для квалифицированных работников высокую заработную плату (не менее 50 тыс.сом в месяц) через переговоры с работодателями.

2. Создать новые рабочие места для безработных, особенно для молодёжи.

3. Ввести для работодателей квоту приёма на работу инвалидов, чтобы они могли сами заработать себе на жизнь.

Сохранение и развитие культурных ценностей

«Партия Зеленых Кыргызстана» выступает за сохранение историко-культурного и духовного наследия народа Кыргызстана. Мы обещаем сделать доступными культурные ценности страны для каждого гражданина Кыргызстана. «Партия Зеленых Кыргызстана» намерена:

1. Повысить заработную плату работникам культуры ( не менее 10 тыс. сом в месяц);

2. Возродить культуру на селе и привлечь бизнесменов страны к строительству клубов, спортзалов, памятников;

3. Для снижения криминализации в регионах привлекать молодежь, детей и других категорий населения к занятиям физической культурой и спортом;

4. Выбирать талантливую молодежь из районов республики в учебные заведения культуры.

5.2 Благоприятная окружающая среда. Человек и природа.

1. Принять программу мер по комплексной безопасности развития городов, сел и поселков Кыргызстана,

с тем, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным;

2. Поддержать систему водоснабжения, ирригации и санитарной очистки;

3. Наладить прозрачное и эффективное управление водными ресурсами;

4. Не допустить загрязнения почвы ураном, ртутью и другими тяжелыми металлами;

5. Принять Закон, регламентирующий закрепление налоговых доходов от использования природных ресурсов на местах;

6. Методы водопользования и возделывания земли должны стать выгодными для всех слоев общества, в особенности для неимущих;

7. Усилить работу по обращению с радиоактивными и химическими отходами;

8. Создать систему комплексного мониторинга и прогнозирования природных опасностей;

9. Привести в безопасное состояние законсервированные радиоактивные и токсичные захоронения.

5.3 Экономика

«Партия Зеленых Кыргызстана» выдвигает поэтапный план оздоровления экономики Кыргызстана:

1. Первый этап 2011-2012. Ориентир на экспорт. При активном участии государства продолжить развитие экспортоориентированных отраслей (легкая, пищевая промышленность, сельскохозяйственные продукции, горнодобывающая промышленность и в среднесрочной перспективе вода) Наша цель развитие промышленного потенциала и интеграция/направление экономики Кыргызстана в мировую экономику. Только за счет взаимодействия с мировыми рынками мы сможем обеспечить рост экономики Кыргызстана.

Мы будем использовать следующие политики по продвижению экспорта:

• Обменный курс: будет произведена корректировка национальной валюты в сторону ее девальвации;

• Налоговая политика: снижение налога на прибыль для экспортных операций (за исключением горнодобывающей промышленности);

• Торговая политика: отмена тарифов на импорт материалов для производства экспортных товаров;

• Кредитная политика: автоматический доступ к кредитам для экспортоориентированных предприятий, через государственные банки;

• Институты по продвижению экспорта: создание Кыргызского Агентства по продвижению торговли;

• Внешнеэкономическая политика. Будет использованы права Кыргызстана в международных организациях (ВТО, ООН, СНГ, ЕврАзЭс) для недопущения дискриминации товаров произведенных в Кыргызстане.

2. Второй этап 2012-2015 «Развитие машиностроения и химической промышленности». Основной причиной разработки и внедрения данной политики являются вопросы национальной безопасности и будущее место Кыргызстана в мировой экономической системе. Под химической промышленностью мы понимаем производство лекарственных препаратов и косметологической продукции на основе естественных ингредиентов (травы, смолы).

Мы будем использовать следующие меры по продвижению второго этапа:

• Модернизация и наращивание мощностей по выработке электроэнергии: строительство новых ГЭС, модернизация существующих, строительство инфраструктуры для транспортировки. Также будут развиться альтернативные источники выработки электроэнергии: мини ГЭС, солнечные и ветровые станции, геотермические станции и др.;

• Налоговая политика: снижение прямых налогов, налоговые каникулы, специальные схемы амортизации на основные средства для предприятий машиностроения и химической промышленности;

• Торговая политика: зашита машиностроения и химической промышленности от конкуренции;

• Кредитная политика: финансирование предприятий машиностроения и химической промышленности через государственные банки; Предлагаемый план действий по УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА СЕЛЕ: Мы будем использовать следующие политики по улучшению качества жизни на селе:

• Будет запущена Программа по улучшению жизни сельских жителей. В раках программы будет строительство домов с улучшенной планировкой для сельских жителей. Во все села будет проведен водопровод. Будут активно создаваться сельские общественные учреждения (бани, склады, рабочие помещения, места для проведения собраний).

• Будет реализована Программа по увеличению получения доходов сельских жителей. Мы поддержим крестьян в увеличении сельскохозяйственной прибыли, поставляя высокоурожайные сорта семян,

обученная современным агротехническим методам, внедряя новые сельскохозяйственные культуры. Кроме того будет производиться развитие землеустройства, постройка речных дамб и оросительных систем, при этом все крупномасштабные работы будут приводиться только при участии местных сообществ.