РЕКОМЕНДАЦИИ в предвыборные программы политических партий, направленные на улучшение питания и продовольственной безопасности

27.08.2020
Распечатать

Гражданский альянс за улучшение питания и продовольственную безопасность (ГА УППБ)

ГА УППБ воодушевлен активностью и вкладом парламентариев VI созыва в содействие мерам в области продовольственной безопасности и питания. Так, к примеру, принято важное дополнение к Закону «Об обогащении муки хлебопекарной» об обязательном обогащении импортируемой и производимой муки первого и высшего сортов, а также мониторинг и парламентский контроль по исполнению данного Закона. Форум женщин депутатов VI созыва инициировал внесение изменений дополнений в Закон «О защите грудного вскармливания детей и регулировании маркетинга продуктов и средств для искусственного питания детей», направленные на защиту кормящих матерей и медицинских работников от коммерческого давления производителей продуктов искусственного питания.

ГА УППБ призывает политические партии взять на себя обязательства за следующие меры по обеспечению продовольственной безопасности и ликвидации нарушений питания среди детей и женщин:

1. Законодательно закрепить право населения КР на адекватное питание, как одно из основополагающих прав, во исполнение ратифицированных международных соглашений по правам человека. Законодательное закрепление права населения КР на адекватное питание позволит регулировать ответственность государственных органов за создание условий для адекватного питания.

2. Законодательная защита права ребенка на грудное вскармливание. Грудное вскармливание в течение первых 2-х лет жизни ребенка способно снизить показатель детской смертности на 13%, значительно улучшить когнитивное развитие ребенка, защитить его от многих инфекционных заболеваний.

3. Законодательно закрепить право уязвимых слоев населения КР (женщины детородного возраста и дети) на потребление витаминов и минералов и лоббировать регулярное выделение средств на эти цели (прием цинка при диарее, прием комплекса микронутриентов всеми детьми до 2-х летнего возраста, добавки железа и фолиевой кислоты для беременных и женщин детородного возраста и девочек-подростков от 15 до 17 лет).

4. Обеспечить доступ всего населения КР к микронутриентам с помощью обогащения муки и йодирования соли. Обогащение муки является высокорентабельным и эффективным способом снижения рождения детей с врожденными пороками развития головного и спинного мозга, удельный вес которых растет с каждым годом, пополняя ряды инвалидов с детства и увеличивая затраты государственного и семейного бюджета на их лечение, реабилитацию и уход. Йодирование соли в нашей горной стране - единственный способ снижения йодного слабоумия и повышения интеллектуального потенциала страны.

5. Гигиена и санитария: улучшение гигиенических навыков, включая мытье рук, безопасные и чистые туалеты.

6. Обеспечить доступ всего населения КР к чистой питьевой и поливной воде через финансирование из государственного и местного бюджетов, привлечения инвестиций, грантов.

7. Обеспечить диверсификацию (разнообразие) производства безопасных сельскохозяйственных культур через законодательную поддержку фермерства, органического сельского хозяйства, как источника доходов для женщин и семей, улучшения доступа к питательной еде каждому.

8. Содействовать повышению информированности граждан КР о мерах по профилактике болезней, связанных с недоеданием или избыточным употреблением трансжиров, соли, кондитерских изделий и низкой физической активностью.

Для справки

Текущая ситуация в области питания населения

• По данным Национального статистического комитета КР в 2017 г. энергетическая ценность пищи у 50% населения страны была ниже 2100 ккал (минимальной нормы потребления1 ). Содержание питательных компонентов (белков и жиров) в рационе питания также недостаточно2 .

• По данным Министерства здравоохранения КР 7 из 10 жителей Кыргызстана употребляют овощей и фруктов меньше рекомендуемых 400 г/с3 .

• Значительно хуже обстановка в питании детей. Дети до 3-х лет недоедают около 1/5 части от своей энергетической потребности4 .

• Из-за недостаточного питания каждая третья женщина детородного возраста (35 %) болеет анемией, каждая вторая женщина детородного возраста (42%) страдает от дефицита фолиевой кислоты и йода.

• Каждый второй ребенок до 2-х лет (42,6%) в стране страдает анемией, каждый десятый ребенок до 5 лет (12%) имеет задержку развития из-за длительного недоедания.

В Кыргызской Республике за все годы независимости не была последовательно реализована ни одна эффективная стратегия борьбы с нарушениями питания. Двигаясь такими темпами, наша страна сможет ликвидировать нарушения питания (ЦУР 2) только к 2070 году, а не к 2030 году, как обещает.

В то же время существуют довольно эффективные и высоко рентабельные мероприятия для профилактики и лечения нарушений питания среди населения, в том числе детей и женщин5 .

Причины недостаточной эффективности мероприятий в Кыргызской Республике

✓ Недостатки в нормативно-правовом регулировании:

− КР ратифицировала международные соглашения по правам человека, где одним из прав является право на адекватное питания. Между тем, в национальном законодательстве право на адекватное питание не сформулировано как одно из основополагающих прав.

− Закон КР «О продовольственной безопасности» не соответствует современной концепции продовольственной безопасности.

− Закон КР «О защите грудного вскармливания детей и регулировании маркетинга продуктов и средств для искусственного питания детей» не содержит многих положений Международного кода о заменителях грудного молока (ЕС №609/2013 от 12.06.2013 г.), из-за чего становится возможным участие работников здравоохранения и торговли в незаконном продвижении искусственных заменителей грудного молока (журналистское расследование, 2016).

1 http://www.stat.kg/ru/opendata/category/3121/

2 Национальный статистический комитет КР: Бюллетень по продовольственной безопасности и бедности, 2015г, 2019г.

3 МЗ КР, ВОЗ, 2013

4 Информационный бюллетень КР по продовольственной безопасности и бедности, 1 кв. 2019 года

5 S. Horton, M. Shekar, C. McDonald, A. Mahal and J.K. Brooks. Расширение вмешательств по питанию: сколько это будет стоить? Всемирный банк, Журнал Ланцет, 2009

 

− Запрет на ввоз необогащенной муки, регламентированный Законом КР «Об обогащении муки хлебопекарной», в настоящее время не работает из-за требований ЕАЭС и ВТО о свободном передвижении товаров. Таким образом, Кыргызстан лишается возможности бороться с анемией и врожденными пороками развития головного и спинного мозга посредством обогащенной муки.

− Закон КР «Об органическом производстве сельскохозяйственной продукции в Кыргызской Республике» не может исполняться так как недостаточно знаний и практического опыта по органическому земледелию, отсутствуют органические семена и посадочный материал, бесконтрольно поступает семена и агрохимикаты неизвестного происхождения, недостаточен ассортимент биологических средств защиты растений, отсутствует независимая организация по сертификации из-за высокой стоимости международной аккредитации органов по сертификации, наблюдается пассивная позиция органов местного самоуправления, бизнес-среды и государственных учреждений.

✓ Существуют проблемы в области доступности медицинских услуг для улучшения питания.

Отсутствие специальных стратегий по борьбе с анемией среди детей и женщин, с тяжелым истощением и задержкой роста у детей, по продвижению исключительно грудного вскармливания до 6-ти месяцев и продолжительного грудного вскармливания детей до 2-х лет.

✓ Проблемы в области обеспечения чистой питьевой водой и водоотведения населенных пунктов остается значимой угрозой в обеспечении качественным питанием из-за микробного и химического загрязнения водопроводной воды.

По республике каждый третий водопровод (34,4%) не соответствуют санитарногигиеническим нормам. Техническое состояние водораспределительных сетей из года в год остается неудовлетворительным. Хотя выделяются средства на решение проблемы доступа населения к чистой питьевой воде, их распределение не всегда соответствует принципам справедливости и равенства, и существуют проблемы с эффективностью использования выделенных средств.

✓ Проблемы в области обеспечения поливной водой и последствия агрохимической технологии земледелия. Биологическая продуктивность пахотных земель большинства регионов республики значительно ниже целинных аналогов (содержание гумуса меньше на 20-45 %) из-за чего падает урожайность сельхозкультур. Из-за отсутствия финансовых средств у Ассоциации водопользователей, которым принадлежит ирригационная система, 15 586 км внутренних каналов оросительной сети неотремонтированы. В результате потери поливной воды превышают 40% и население не имеет возможности вовремя оросить пашню.

✓ Недостаточное финансирование

Целевое финансирование из государственного бюджета на постоянной основе выделяется только для реализации программы школьного питания. Закупка препаратов железа и фолиевой кислоты для детей до 2-х лет, девочек – подростков, беременных женщин и кормящих матерей и женщин детородного возраста для профилактики анемии не производится. Отсутствие государственного финансирования информационно-образовательной программы по питанию, питание-чувствительных и питание-специфичных мероприятий, мониторинга и оценки реализуемых мероприятий является одним из главных барьеров устойчивости усилий, направленных на улучшение состояния питания населения.

Copyright © 2004-2020. Все права защищены законом об авторском праве.
При размещении материалов ссылка на сайт GREEN.KG обязательна!
Яндекс.Метрика